Кризисный возраст

Критические годы в жизни человека | Кризисный возраст

Каждый человек в своей жизни проходит определенные периоды (ясельный возраст, дошкольное, школьное детство и т. д.).

Содержание статьи:

  1. С чем связан критический период?
  2. 1 год жизни
  3. 2 год жизни
  4. 3 год жизни
  5. 7 лет
  6. 11-13 лет
  7. 19-23 лет
  8. 32-34 года
  9. 33-40 лет
  10. 40-45 лет
  11. 45-50 лет
  12. 55-65 лет
  13. 55 лет и старше
  14. Как ведет себя зрелая личность в кризисный период

С чем связан критический период?

В каждом возрасте человек проходит определенные изменения психологических и социальных характеристик, смену способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде. Процесс проживания всех этих изменений называется критический период развития человека.

Хотелось обратить внимание на наиболее сложные критические периоды развития человека.

1 год жизни

Первая стадия развития начинается с момента перерезки пуповины и характеризуется рядом качественных изменений: ребенок впервые соприкасается с условиями внешней среды, атмосферными влияниями. Резко меняются условия поступления кислорода и питательных веществ, начинается легочное дыхание; устанавливается постоянное кровообращение, начинается внешняя секреция пищеварительных желез; изменяются морфологические и физико-химические особенности крови; изменяется обмен энергии, повышается основной обмен; наступают сдвиги активности внутриклеточных ферментов. Этот период является чрезвычайно важным для всего последующего развития.

Возрастной кризис первого года жизни характеризуется следующими изменениями в развитии: начинают образовываться швы между костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы; происходит реализация и закрепление позы стояния, овладение ходьбой, что означает свободное овладение пространством. К этому периоду относится начало интенсивного развития речи — к 1 году словарный запас ребенка составляет примерно 8 слов.

2 год жизни

В начале 2-го года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, становится способным действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под влиянием представлений, все большую роль начинает играть память. Ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией и становится субъектом. Значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях индивидуальности, и как организм и как субъект ребенок приобретает относительную автономию от взрослого.

3 год жизни

В 3 года начинается кризис противопоставления, а затем подражания, становление самосознания, возникновение «системы Я», резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Не случайно в этот период большинство детей начинают посещать детские учреждения. Существенно важным является развитие психомоторной сферы: становление бега и прыжка, увеличение скорости реакций.

7 лет

В 7-летнем возрасте начинается смена молочных зубов постоянными. Острота зрения достигает взрослых норм, происходит становление константы восприятия. Формируется физиологическая готовность к новому виду деятельности — учению. У ребенка появляется осознание своего социального «Я», появляется новый уровень самосознания, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией, перестает удовлетворять прежний образ жизни. Он хочет занять позицию школьника, стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни. Возникает устойчивая иерархическая структура мотивов, которая превращает ребенка из существа ситуативного в существо, обладающее внутренним единством и организованностью. Формируется действительно дифференцированная самооценка. Ребенок способен осознавать и самого себя, и то положение, которое он занимает в жизни.

11-13 лет

Этот период полового созревания и так называемого подросткового кризиса, одного из самых острых кризисов развития. Происходит формирование вторичных половых признаков. Память достигает уровня взрослого. Функция внимания характеризуется увеличением всех показателей объема, переключения, избирательности, устойчивости. Складывается система формальных операций и логических структур. Поведение ориентировано на взрослые нормы, возникает способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, способность к целеполаганию.
Процесс развития личности подростка характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны усиливается ориентация на группу сверстников, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, с другой стороны происходит рост самостоятельности, стремления к эмансипации от влияния взрослых, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

19-23 лет

Это начало периода взрослости характеризуется завершением главной фазы биологического развития, завершением роста до 23 лет, затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Пик всех видов чувствительности наблюдается в 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций - в 19 лет. К 21 году происходит завершение формирования эстетических, этических, интеллектуальных эмоций и самосознания. В этом возрасте появляется собственная семья, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно охарактеризовать следующим образом. Ранняя взрослость — это период «вхождения» в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей.

32-34 года

Это возраст максимальных достижений по показателям физического развития: силы, роста и веса, оптимальных характеристик некоторых психофизиологических и психологических показателей: избирательности и устойчивости внимания. Один из пиков интеллектуального развития приходится на возраст 35 лет, пик невербального интеллекта приходится на возраст 33 года. Существенно повышается стабильность функционирования организма. В возрасте 30-33 года может возникнуть кризис, обусловленный рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями.
В этот период человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на пересмотр системы ценностей приводит к росту внутриличностных противоречий.

33-40 лет

Это наиболее стабильный период, который характеризуется тем, что в этом возрасте человек делает наиболее успешно то, что хочет. Он имеет цели, которые ставит, и добивается их достижения. Человек показывает грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания.

40-45 лет

Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, его называют кризисом середины жизни. Характерными являются морфологические и физиологические изменения. Отмечается снижение некоторых психических функций, таких как функция внимания и мышления. Для этого возраста характерно установление специальных и социальных ролей, ослабление внутрисемейных связей в связи с уходом из семьи выросших детей. Происходит усиление противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл — в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредотачивать силы на себе, своих потребностях, это ведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам.

45-50 лет

Этот период является стабильным, человек достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает потребности для себя и для других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.

55-65 лет

Существенные качественные изменения показателей развития происходят в начальном периоде старения, временные границы этого периода приходятся на возраст от 55 до 65 лет. После 50 лет начинается уменьшение длины и массы тела. Детородная функция прекращается. В 55 лет резко снижается остроты зрения. Происходит повышение пороговых величин по всем четырем видам вкусовой чувствительности. Время простой реакции на звук увеличивается, начиная с 60 лет. Снижаются зрительно-кинестетические координации. Вербально-логические функции, которые до 50 лет возрастали, к 60 годам начинают снижаться. Сохранность интеллекта в этом возрасте во многом определяется характером деятельности и степенью активности самого человека. Так, у инженеров наиболее сохранными оказываются невербальные подструктуры интеллекта, у бухгалтеров — математические, у ученых — вербальные. Вместе с тем этот возраст является годами пика для социальных достижений, положения в обществе, власти и авторитета. Происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному возрасту жизни.

55 лет и старше

Данный этап в развитии человека связан со старением и старостью. Выделяют три градации: пожилой возраст для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года; старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше. В процессе старения происходит снижение интенсивности обменных процессов, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Происходит снижение разных видов чувствительности: слуховая чувствительность, цветоразличительная чувствительность. Глазомерная функция и поле зрения отличаются высокой сохранностью вплоть до 70 лет. Страдает функция памяти, особенно механической. Лучше всего сохраняется логическая вербальная память. Характерно повышение чувствительности к нарушениям жизненного стереотипа, повышение потребности в коммуникации, обострение чувства родства и привязанности к близким людям. Человек адаптируется к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий, к растущей социальной изоляции, сокращению круга сверстников. В этот период усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности в систему общественных связей в сохранении трудоспособности человека.

Как ведет себя зрелая личность в кризисный период

Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития, и благодаря этому изменяет и себя. Процесс развития личности во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности. 

Если вы понимаете, что сложно проходите свой кризисный возраст, то необходимо разобраться на индивидуальной консультации, с чем это связано. Заполняйте форму получить скидку на первую консультацию и приходите на консультацию.

Попробовать работу с психологом Татьяной Райбул, чтобы решить какой курс терапии вам больше подходит

Пробная бесплатная консультация

Записаться на вводную консультацию бесплатно:

Пожауйста, заполните необходимые поля
Пожауйста, заполните необходимые поля
* Вводная консультация – 15-20 мин.

В категории "Формирование личности, установки" также читают

logo
+7 903 127 4025

Viber, WhatsApp

Встретимся в соцсетях